Публичный отчет

МБДОУ детского сада №98 комбинированного вида за 2016-2017 учебный год.

1). Приоритетным направлением нашего учреждения является, художественно-эстетическое направление ФГОС ДО. Оно было выбрано не случайно, так как художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство - содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Следовательно, приобщение ребенка к лучшим образцам искусства, один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности. В нашем учреждении эта проблема стоит более остро.

2). Все мероприятия годового плана были направлены на решение данной проблемы. Прежде всего, коллектив стал работать над обогащением предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию. В тематические перспективные планы и расписание ООД было, включены мероприятия по приобщению детей к искусству, начиная с групп раннего возраста. Были проведены семинары на темы: «Значение искусства для эстетического развития дошкольников», «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «Деятели искусств Осетии - детям» презентации были подготовлены старшими воспитателями, специалистами и воспитателями: Колиевой Р.Р., Хадарцевой Н.А., Дзгоевой Ф.Д., Чаблиной В.Н., Зангиевой Л.К, Исаковой Ф.Т. В соответствии с годовым планом на протяжении всего учебного проводилось консультирование воспитателей, педсоветы и семинары по данной теме. Конкурс по оформлению художественноэстетических центров в группах показал, что повысилась педагогическая компетенция воспитателей в данном направлении. В 1 ст. гр, в 1 группе раннего возраста и в 3 мл. группе - воспитатели данных групп провели огромную работу по обогащению среды. Следует обратить внимание на создание условий и развитие развивающей среды в 1 подготовительной, 2 старшей 2 средней, 2 младшей группы и 2 группе раннего возраста. Воспитателям этих групп даны рекомендации по оформлению групп, так чтобы среда соответствовала требованиям ФГОС ДО.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ осуществлялась в разных направлениях (с детьми, родителями и педагогами). Воспитатели и специалисты принимали активное участие в работе городских методических объединений, посещали открытые мероприятия, проводимые в детских садах города с целью обменом опытом. В ноябре 2015 г наш детский сад проводил методическое объединение для музыкальных руководителей города по теме: «Путешествие в старину». Мероприятие проводила муз. руководитель Бурнацева А.П..; прошло оно на высоком педагогическом уровне. Дети продемонстрировали свои способности и умения в пении. Музыкальный руководитель Дзуцева Е.В. представила презентацию на тему «Музыкальные центры», где дала рекомендации для педагогов по оборудованию и размещению центров в группах.

По годовому плану прошел показ открытых мероприятий по художественно-эстетическому развитию во всех возрастных группах и по разным направлениям (рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные формы рисования, приобщение детей к искусству).

После проведенной тематической проверки в марте и диагностики в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследование материальной базы и развивающей среды в группе. Было установлено все группы детского сада организуют художественно-эстетическую деятельность детей в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., в соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС), с СанПин 2.4.1.2266-10.

Не во всех проверяемых возрастных группах создана достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу педагогического коллектива по организации художественно-творческой деятельности детей (2 группа раннего возраста, 2 младшая, 2 средняя, 2 старшая группы).

Так же проверка показала, что не во всех возрастных группах, по вопросам качественной организации художественно-эстетической деятельности детей уделяется постоянное внимание, не используются разнообразные технологии по развитию эстетического восприятия, творческих интересов. При организации непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности используется бумага для рисования разной фактуры, формы, цвета, величины. Для преемственности изобразительной деятельности и сенсорного воспитания не используется вода и песок. Используются новые нетрадиционные изобразительные техники: рисование пальчиком, губкой, на мятом листе бумаги, граттаж, рисование свечой, рисование с использованием природных материалов (веточки, листочки, крупой), рисование «печать», «по сырому», «коллаж» во 2 подготовительной, 1 средней, 2 средней, 3 средний, 2 старшей, 3 подготовительной группах. В других группах эти техники используются частично или вообще не используются.

Проверено перспективное и календарное планирование работы воспитателей по организации художественно -эстетической деятельности детей, по развитию эстетического восприятия окружающих предметов, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное: тематика непосредственно образовательной деятельности, систематичность, форма организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), знание воспитателями инновационных программ, применение на практике, связь ИЗО деятельности с другими видами деятельности детей. Проверка показала, что все воспитатели имеют перспективное и календарное планирование по организации художественно-эстетической деятельности детей. Рекомендовано более тщательно и творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности. Дополнительно используется программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Воспитатели используют различные формы организации развития творческих способностей детей: нетрадиционные формы работы по ИЗО деятельности, организуют выставки предметов искусства (мини вернисажи), приобщают детей к культуре родного края, организуют игры, знакомят с цветом, оттенками цвета, но не у всех педагогов спланированная индивидуальная работа с детьми проводится с учетом их склонностей и интересов.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ НОД), а также в ходе собеседования с воспитателем. Не все молодые педагоги знают программные задачи по данному разделу и могут правильно руководить детским творчеством. Воспитатели, прежде понимают личную готовность к НОД только как подготовку материалов, ознакомлений с методическими рекомендациями или ужу разработанными кем-то конспектами. Длительность НОД соответствует требованиям СанПиН. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточное развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и проблемные ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют рефлексии, анализу детских работ.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работа с родителями, по развитию художественно- творческих способностей детей воспитатели уделяют внимание. В группах прошли выставки «Дары Осени», «Поделки к новому году», к проекту «Цирк зажигает звезды», «Пасхальная неделя», «К Дню защитника Отечества», «К 9 МАЯ», в которых принимали участие родители с детьми и педагоги. Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. На итоговых собраниях активные родители были отмечены грамотами.

По работе с семьей, были проведены индивидуальные консультации по организации ИЗО деятельности в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей (1, 2, 3 подготовительных, 1 старшей группах).

В МБДОУ детский сад № 98 комбинированного вида создаются условия в группах для развития художественно-творческих способностей детей. Обогащается методический кабинет произведениями искусства равных видов и жанров (приобретены картины), в группах есть необходимые изобразительные материалы, ведется работа над обогащением разнообразного игрового материала пот данной теме.

В музыкальный зал требует материального пополнения: музыкальными инструментами, пособиями, дидактическими музыкальными играми, атрибутами. Имеются куклы би-бо-бо, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений. Музыкальные руководители активно участвуют в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к мероприятиям.

Читать отчет полностью...